Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – включаю) – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для детей с особыми потребностями.
Инклюзивный процесс в образовании обеспечивает включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования детей, не имеющих таковых ограничений.
Нормативные документы
• Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 11.03.2016 г. «О введении ФГОС ОВЗ»
• ФГОС ОВЗ
• ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)
Локальные нормативные акты
• Модель развития инклюзивного образования в МАОУ СШ №154
• Положение о создании специальных коррекционных классах VII вида МАОУ «Средняя школа № 154»
• Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ «Средняя школа № 154»
• Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья МАОУ «Средняя школа № 154»
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАОУ «Средняя школа № 154»
• Приказ об организации инклюзивного образования
• Положение о текущем контроле и системе оценивания обучающихся с ОВЗ
• Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МАОУ СШ №154
• План мороприятий МАОУ СШ №154 по обеспечению прав детей с ОВЗ
• Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СШ №154
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013 г. № 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Межведомственная Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015»
- Письмо Минобрнауки России от 24.07.2015 г. № ВК-2020/07 «О финансовом обеспечении введения ФГОС ОВЗ»
- Приказ Минтруда России от 15.10.2015 г. № 723н «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медика-социальной экспертизы»
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 г. № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
- Приказ Минтруд России от 13.07.2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида выдаваемых федеральными государственными учреждениями медика-социальной экспертизы, и их форм»
- Основные требования законодательства РФ в сфере образования в части реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Перечень федеральных документов
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Конвенция о правах инвалидов(заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
- Федеральный законот 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений»
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов»
- СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
- СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Региональные документы:
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
- Постановление Правительства Красноярского края от 04.09.2012 г. № 438-п «Об утверждении порядка организации обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам начального общего, среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и порядка обеспечения детей-инвалидов оборудованием, средствами связи и программным обеспечением для дистанционного обучения»
- Информационное письмо от 27.12.2013 г. №15231 Министерства образования и науки Красноярского края «О направлении Порядка по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Информационное письмо от 04.09.2015 г. № 75-9151 Министерства образования и науки Красноярского края «О формировании учебных планов об организации образовательного процесса детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам»
- Информационное письмо от 31.03.2016 г. № 75-3291 Министерства образования Красноярского края «По вопросу реализации пилотного проекта по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра»
- Постановление Правительства Красноярского края от 05.04.2016 г. № 155-п
- Постановление Правительства Красноярского края от 29.05.2014 г. № 217-п
- Письмо Министерства образования Красноярского края от 12.04.2017 г. № 75-4178
- Письмо Министерства образования Красноярского края от 23.10.2017 г. № 75-13304 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы»
- Перечень региональных документов
Муниципальные документы:
- Приказ Главного управления образования Администрации города Красноярска от 03.10.2019 № 469/п Об утверждении городских базовых площадок по инклюзивному образованию и доступной среде (список базовых площадок)
- Приказ Главного управления образования Администрации города Красноярска от 29.05.2015 № 339/п Об инклюзивном образовании
• Приказ №22-п от 18.01.2019г. «О закреплении территориальных границ микроучастков за общеобразовательными учреждениями»
• Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• Правила приема обучающихся в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 154»
• Заявление о приеме в школу в 1 класс
• Распоряжение администрации г.Красноярска от 14-02-2012 N 12 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на прием детей, не достигших возраста шести лет шести месяцев либо после достижения ими возраста восьми лет, в муниципальные образовательные учреждения города Красноярска»
Адаптированные образовательные программы МАОУ СШ № 154
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра
• Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью
Паспорт доступности
• Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МБОУ «Средняя школа № 154»
Для обеспечения образовательного процесса и создания соответствующих условий питания, охраны здоровья и безопасности обучающихся 1-10 классов, а также детей с ОВЗ и инвалидов задействованы следующие материально-технические ресурсы:
В школе оборудованы предметные кабинеты (с возможностью проведения практических занятий), в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
— цифровые лингафонные кабинеты,
— кабинеты физики,
— кабинеты химии,
— кабинеты информатики,
— кабинеты математики,
— кабинеты биологии,
— кабинеты технологии,
— кабинет музыки,
— кабинет изобразительного искусства.
В учреждении созданы условия не только получения школьниками основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков во время проведения практических занятий на имеющихся объектах. Для проведения практических занятий функционируют кабинеты, залы, мастерские, лаборатории, пришкольные площадки, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экспериментам, тренировочным занятиям.
Специализированные кабинеты логопеда, психолога, дефектолога имеют оборудование для проведения занятий с обучающимися, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Школьная библиотека оснащена бумажными и электронными носителями., имеется 2 читальных зала и оборудованные компьютерами рабочие места с выходом в сеть Интернет и доступом к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта представлены большим, малым, тренажерным спортивными залами; залом ЛФК для проведения занятий физической культурой обучающихся, включённых в спецмедгруппы, для обучающихся с ОВЗ и инвалидов; хореографическим залом. На территории школы имеется футбольное поле, баскетбольная и волейбольные площадки.
Санитарно-гигиеническое помещение со специальным сантехническим оборудованием для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Средства обучения и воспитания наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно-материальной базы образовательного учреждения.
— Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал).
— Электронные образовательные ресурсы.
— Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD).
— Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
— Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
— Учебные приборы (компас, барометр, колбы).
— Тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи).
В школе имеется лифты. В актовом зале имеется подъемник на сцену. Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лестницы у входов в здание и на первом этаже оборудованы пандусами.
Основные положения:
• Положение об организации питания обучающихся в школьной столовой
• Положение об организации питания без взимания платы отдельных категорий обучающихся
• График питания учащихся в школьной столовой
Организация льготного горячего питания на 2018-2019 учебный год
Уважаемые родители (законные представители) обучающихся!
В связи с началом нового учебного 2018-2019 учебного года начинается работа по вопросу получения мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка» (в виде льготного горячего питания в ОУ) следующим категориям:
— обучающимся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума,установленного в районах Красноярского края на душу населения (право на субсидию из краевого бюджета на завтрак);
— обучающимся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения (право на субсидию из краевого бюджета на завтрак);
— обучающимся, воспитывающихся одинокими родителями со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленных в районах Красноярского края на душу населения (право на субсидию из краевого бюджета на завтрак);
Родителям (законным представителям) этих категорий предоставляют в школу пакет документов:
• Заявление на имя руководителя главного управления образования администрации города Красноярска Т.Ю. Ситдиковой (форма заполняется при сдаче документов в школе) (Приложение 1)
• Свидетельство о рождении ребёнка (на всех детей);
• Справки по форме 2-НДФЛ за 3 месяца на момент написания заявления от каждого родителя (законного представителя) ребёнка;
• Справки о пособиях из Управления социальной защиты населения по советскому району в г. Красноярске (на всех детей);
• В случае смерти одного из родителей необходимо предоставить свидетельство о смерти законного представителя;
• Справка о составе семьи (выписка из домовой книги);
• Справка из Управления службы занятости населения по Красноярскому краю, если родитель (законный представитель) ребёнка не работает;
• Сведения о получении алиментов на детей.
Для категории – ребёнок с ограниченными возможностями здоровья родители (законные представители) ребёнка (право на субсидию из краевого бюджета на завтрак и обед) предоставляют в школу пакет документов:
- Заявление на имя руководителя главного управления образования администрации города Красноярска (форма заполняется при сдаче документов в школе) (Приложение 1);
- Копия свидетельства о рождении (с предоставлением оригинала);
- Копия заключения ПМПК (с предоставлением оригинала).
Сведения о доходах родителей (законных представителей), справка о составе семьи в этом случае не предоставляются.
Величина прожиточного минимума на душу населения в 2018 году равна 11341 руб.
Пакет документов необходимо предоставить
с 15.08 по 24.08 с 9.00 до 12.00 в каб. 2-3-07 Вере Михайловне
В учебное время не позднее 20 числа каждого месяца с 13.00 до 15.00 в каб.2-3-07 Вере Михайловне
Меню школьной столовой
• Меню школьной столовой
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ СШ № 154 создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Основные направления охраны здоровья:
1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2. Организация питания обучающихся;
3. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6. Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
8. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
9. Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
10. Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в МАОУ СШ № 154 осуществляется на основе договора с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Красноярская городская больница № 8»
• Договор на медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) № 014/46 от 30 марта 2018г
В школе есть школьный врач. Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В школе неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования учреждения. Осуществляется проветривание кабинетов (в соответствии с графиком проветривания), ежедневная влажная уборка их и рекреаций. В период эпидемий школа
переходит на особый режим функционирования, соблюдая строгие меры профилактики. Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры с 1 по 10 класс, организованные детской поликлиникой.
В школе создан ПМПк. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проводятся индивидуальные и групповые занятия со специалистами школы (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог), целью которых является восполнение и коррекция недостатков развития обучающихся с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого — педагогической, социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступ к информационным системам во вложении)
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России. Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила: 1. Защитите свой компьютер: — регулярно обновляйте операционную систему; — используйте антивирусную программу; — применяйте брандмауэр; — создавайте резервные копии важных файлов; — будьте осторожны при загрузке новых файлов. 2. Защитите себя в Интернете: — с осторожностью разглашайте личную информацию; — помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. 3. Соблюдайте правила: — закону необходимо подчиняться даже в Интернете; — при работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Для обучающихся МАОУ СШ № 154, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, которые расположены в библиотеке школы. В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается различная информация об ОУ: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, о воспитанниках и обучающихся, о педагогических работниках.
Информационная база школы оснащена: — электронной почтой; — выходом в Интернет; — электронным журналом «ЭлЖур»; — Краевой базой КИАСУО; — разработан и действует школьный сайт.
Ведется краевая школьная база КИАСУО, действует проект «Электронный журнал» «ЭлЖур». Все важные документы школы публикуются на школьном сайте в соответствии с новыми требованиями.
Официальные сайты:
• Президент России гражданам школьного возраста
• Сайт Правительства Российской Федерации
• Министерство образования и науки Российской Федерации
• Министретсво образования и науки Красноярского края
• Сайт Государственной Думы Российской Федерации
• Официальный портал Красноярского края
• Сайт администрации города Красноярска
• Информационный портал Управления образования Советского района г.Красноярска
Сайты ученикам:
• Справочник по ВУЗам России
• Официальный портал ЕГЭ и ГИА
• Профориентация учащихся
• Полезные ссылки
Образовательные сайты:
• Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы – постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы.
• Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
• Куратор. Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании. Новости образования, материалы по дистанционному обучению через Интернет, сайтостроению,web-обзоры, обзоры по электронным учебникам, материалы в помощь учителю и методисту, обзор электронных учебников на CD-ROM, Интернет в цифрах и фактах.
• Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия.
• Всемирная география: карты, флаги, гербы, краткие справочные сведения обо всех странах мира.
• Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)». Самые новые материалы по теории и практике применения информационных технологий в образовании. Материалы конференций и архивы разных лет.
• Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для учеников, учителей и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным проблемам общего образования.
• «Учитель.гu» Интернет-проект для учителей. Ежедневные подборки новостей из мира образования. Банк методических разработок. Материалы о дистанционном обучении.
• Сайт конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
• «Медиаресурсы для образования и просвещения» — один из лидеров в создании нового поколения электронных учебно-методических пособий на основе демонстрации опыта работы педагогов-практиков. «Медиаресурсы» — коммерческая организация, современная рыночная структура, специализирующаяся в области разработки, издания, тиражирования и сбыта мультимедийных учебно-методических пособий для общего и профессионального образования.
Электронные библиотеки:
• Библиотека СФУ
• Большая Совесткая Энциклопедия
• Государсвенная универсальная библиотека Красноярского края
• Некоммерческая электронная библиотека Im Werden. Литературоведение. На сайте представлены работы по творчеству И.А. Бродского, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, поэтов Серебряного века и др.
• Древнерусская литература. Антология. Красиво оформленный, удобный для работы и скачивания сайт о древнерусской литературе. Здесь размещены летописи, жития святых, исторические хроники и документы, сочинения отцов церкви, книги, переведенные с других языков, но имевшие широкое «хождение на Руси». Кроме того, для более полного восприятия предлагаемых сочинений на сайте есть словари, коллекция икон, собрание русских архитектурных памятников, карты, таблицы, вплоть до кулинарных рецептов Древней Руси.
• «А в сердце светит Русь…» — библиотека творчества новокрестьянских поэтов — Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина и других. Биографии, стихотворения, поэмы, письма, воспоминания современников, библиография, галерея. Лаконично оформлен.
• На сайте представлен обзор русской поэзии конца XX века, подборка стихов современных авторов и биография поэтов.
• Российская государственная библиотека. Фонды библиотеки представляют собой универсальное собрание полнотекстовых электронный копий особо ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ, из внешних источников, а также документы, изначально созданные в электронной форме. Общий объём фондов составляет около 150 тыс. документов.
• Русская виртуальная библиотека, в которой можно найти все о развитии русской литературы с VIII века и до наших дней. Все произведения, имеющиеся на сайте, подготовлены по академическим изданиям. Имеются ссылки на каталоги сетевых филологических ресурсов.
Каталог библиотек:
• Объемная библиотека работ по лингвистике и литературоведению. Рассчитана на студентов.
• Библиотека Гумер. Библиотека текстов гуманитарных наук. Включает в себя библиотеки по истории, психологии, праву, филологии, культурологии, журналистике, педагогике и др.
• Виртуальная Справочная Система (ВСС) Российской национальной библиотеки. Онлайновая справочная служба Российской национальной библиотеки, выполняющая разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском информации по всему спектру тематических направлений.
• AllBest.RU — является самым крупным на сегодняшний день каталогом библиотек, содержащим ссылки на универсальные, научно-образовательные, художественные, филологические и многие тематические библиотеки. Работу с каталогом облегчает то, что он поделен на 30 разделов и в настоящее время содержит ссылки примерно на ресурсы 5000 электронных библиотек.
• Каталог детских ресурсов Интернет. Замечательный сайт будет интересен детям, родителям и педагогам.
Энциклопедии, Словари, Справочники:
• Словарь литературоведческих терминов. Полезное собрание терминов, предлагающее сразу несколько толкований, добытых из разных источников. Сайт содержит термины, расположенные в алфавитном порядке, индивидуальные, авторские терминологические системы и тематические терминологии, собрание текстов, касающихся литературоведческих терминов.
• Мир энциклопедий. Справочная система. Обзор универсальных и специализированных Интернет-энциклопедий, словарей.
• Нестор. Электронная библиотека. Филология, философия, история, атеизм. Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Библиографический указатель, Русский биографический словарь, Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Универсальная библиотека, несколько тематических энциклопедий и словарей. Возможность поиска информации по ключевым словам.
• Психологический словарь. Алфавитная и тематическая сортировка статей. Тесты по психологии. Система поиска по словарю.
Федеральный центр информационного образовательного ресурса (ФЦИОР)
Центр образовательного ресурса (Единая образовательная коллекция)
Федеральный портал «Российского образования»
Министерства Образования и науки Красноярского края
Информационный портал Управления образования Советского района г. Красноярска
Российская государственная детская библиотека (РГДБ)
Красноярская краевая юношеская библиотека
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Электронный каталог ГУНБ Красноярского края
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Электронная библиотека Научной библиотеки СФУ
Электронные каталоги Электронная библиотека
Энциклопедии и справочники – универсальные
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ МИРА
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА 21 ВЕКА
Во время проведения уроков и занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, версия для слабовидящих, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Это:
- мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- интерактивные доски,
- видео ДVД,
- МФУ.
Кабинет психолога (2-2-13, 4-2-17)
Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса. С обучающимися старших классов в кабинете психолога проводится работа по профессиональной ориентации. Проводятся мероприятия по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии. Кабинет оборудован компьютером, дидактическими и развивающими играми.
Кабинет логопеда, дефектолога (2-2-02)
В логопедическом кабинете проводятся групповые и индивидуальные занятия с обучающимися 1-4 классов.
Назначение :
- Проведение диагностического обследования речевого развития детей младших школьников, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера).
- Проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Информация о средствах обучения и воспитания инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Предметное оборудование:
- Наглядное плоскостное (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Демонстрационное (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Дидактический материал
- Дидактические игры
- Диагностические пособия
Все дети с ОВЗ обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами.
Кадровые условия
Для категории детей с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ подобран полноценный квалифицированный педагогический состав специалистов, всем предусмотрено прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
Организация питания
Питание обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
Зал ЛФК со специальным оборудованием
Предусматривает специального комплекса упражнений со специалистом. Для максимальной эффективности в спортзале имеются: маты, мягкие модули, велотренажеры, коврики, степ-платформы, тренажеры и др.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной образовательной программы является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры образовательной организации.
Помещения школы позволяют ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью имеющихся пандусов, поручней, широких дверных проемов, имеются лифты.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, электронное обучение.
Дополнительное образование
Обучающиеся МАОУ СШ№ 154, а так же дети с ОВЗ и инвалидностью, если это не противоречит их медицинским показаниям. имеют возможность посещать большое количество кружков и секций.
Дополнительные условия
При необходимости для обучающихся с ОВЗ и инвалидов предусматривается участие в образовательно-коррекционной работе тьютора.